Хоть опыт приходит с годами, есть несколько способов овладеть некоторыми педагогическими советами уже в начале профессионального пути. По признанию самих учителей, одного только стажа недостаточно, чтобы наладить необходимый контакт с учениками. Каждое новое поколение хоть немного, но отличается от предыдущего. И учитель, даже самый опытный и заслуженный, может испытывать трудности в отношениях с детьми.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Обычно начинающие классные очень волнуются, ведь помимо детей мерить оценивающим взглядом их будут и родители. Такой категории классных руководителей стоит прибегнуть к ряду простых, но действенных советов

1. Законспектируйте план своего знакомства с классом, с родителями.

2. Не пытайтесь заигрывать с ребятами. Они могут принять это за вашу слабость, которая является отличным поводом отсутствия авторитета и подчинения.

3. оговорите правила ваших взаимоотношений. Дети любого школьного возраста остаются детьми и любят играть в ролевые игры.

4. Ваши первые встречи на должны состоять из одних формальностей. Обязательно проявляйте интерес ко всем и каждому.

5. Ведите дневник. Для молодого классного руководителя это реальная возможность контролировать процесс.


Организация классного руководства

Из инструктивно-методического письма об организации

классного руководства и работы куратора учебной группы

1. Классный руководитель класса учреждения общего среднего образования (далее — классный руководитель) назначается приказом руководителя учреждения образования из числа педагогических работников на период обучения учащихся  в учреждении общего среднего образования (далее-обучающиеся).

2. В своей работе классный руководитель и куратор руководствуются

• кодексом Республики Беларусь об образовании,

• концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь,

• постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 «Аб  зацвярджэнні палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі»,

• постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2011г. № 106 «О некоторых вопросах среднего специального образования», от 5 августа 2011 г. № 216 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования»,

• уставом учреждения образования,

• а также иными законодательными актами Республики Беларусь.

3. Основные направления идеологической и воспитательной работы определены в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011— 2015 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 16, методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательного про¬цесса в учреждениях образования, размещенных на сайте Министерства образования Республики Беларусь и публикуе¬мых ежегодно в бюллетене «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь».

4. Приказом руководителя учреждения образования утверждаются функциональные обязанности каждого руководителя или куратора учебной группы.

5. Работу классного руководителя и куратора по осуществлению воспитательного процесса, вопросам воспитания в классе и учебной группе координируют заместители руководителя-учреждения образования.

6. Классный руководитель и куратор в процессе организации идеологической и воспитательной работы с обучающимися взаимодействуют с педагогическими работниками, медицинскими работниками, руководителями первичных организаций общественных объединений, другими заинтересованными, а также родителями (законными представителями) обучающихся.

7. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем и куратором в классе и учебной группе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы и включает: индивидуальную и групповую воспитательную работу с обучающимися; культурно-массовую работу; организацию мероприятий шестого школьного дня; пропаганду здорового образа жизни; организацию общественно-полезной деятельности; трудовое воспитание и профориентацию; профилактику противоправного поведения обучающихся; работу с родителями и др.

8. Основными требованиями к работе классного руководителя и куратора являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

9. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем и куратором в классе и учебной группе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии  с планами идеологической и воспитательной работы и включает:

• индивидуальную и групповую воспитательную работу с обучающимися;

• культурно-массовую работу;

• организацию мероприятий шестого школьного дня;

• пропаганду здорового образа жизни;

• организацию общественно-полезной деятельности;

• трудовое воспитание и профориентацию;

• профилактику противоправного поведения обучающихся;

• работу с родителями и др.

10. Классный руководительобязан:

• изучать качество воспитания в классе и учебной группе; индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося с целью совершенствования воспитательного процесса;

• осуществлять в классе и учебной группе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;

• проводитьеженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;

• проводить еженедельно классный и кураторский час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса и учебной группы учреждения образования;

• осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий обучающимися,

• постоянно информировать родителей (законных представителей) об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания обучающихся;

• способствовать созданию условий учебной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования;

• способствовать созданию в классе или учебной группе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;

• совместно с социально педагогической и психологической службой учреждения образования изучать особенности семейного воспитания обучающихся,

• выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения;

• оказывать педагогическую поддержку органам ученического (студенческого) самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

• развивать традиции учреждения образования, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распо¬рядка, защиты прав и законных интересов обучающихся;

• содействовать вторичной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления;

• осуществлять организацию воспитательного процесса в классе и учебной группе во внеурочное время, шестой школьный день и каникулярный период;

• способствовать формированию сплоченного классного коллектива, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей;

• содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;

• соблюдать установленный требования но охране груда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;

• повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

11. Классный руководитель и куратор имеют право:

• выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе и учебной группе на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентации обучающихся;

• вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в учреждении образования), изучать условия семейного воспитания;

• вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, совета учреждения образования, педагогического совета и учебно-методического объединения классных руководителей и кураторов предложения по совершенствованию образовательного процесса;

• вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования;

• рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического (студенческого) самоуправления;

• участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности обучающихся класса и учебной группы;

• получать со стороны руководителя, его заместителей, структурных подразделений учреждения образования организационную, методическую помощь по вопросам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;

• участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе;

12. Заместитель руководителя, отвечающий за организацию воспитательной (идеологической) работы в учреждении образования, непосредственно координирует и направляет деятельность классных руководителей и кураторов, оказывает им организационную и методическую помощь,  а также осуществляет контроль за качественной организацией воспитательного процесса в классе и учебной группе.

13. Классный руководитель и куратор планируют воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса и учебной группы на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год.

Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы класса на учебный год (четверть).

14. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается учителем в классном журнале.

15. Классный руководитель участвует в работе учебно-методического объединения классных руководителей, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.